Мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза
Moderator: модераторы подфорумов
Мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза
Исследователи нашли способ воссоздания у добровольцев-испытуемых состояния "отделения от тела", о котором рассказывают люди, перенесшие, в частности, клиническую смерть.
Эксперименты которые подробно описаны в журнале Science, дают научное объяснение феномена который испытывает каждый десятый человек. Британские и швейцарские ученые в своих исследованиях используют виртуальные очки, чтобы "обмануть" мозг, заставив его думать, что тело находится в другом месте.
Визуальная иллюзия и одновременные прикосновения к реальному телу испытуемых вызывают у них ощущение, будто тело отделилось от своих физических рамок.
Как утверждают исследователи, их выводы могут иметь практическое применение. В частности, это поможет вывести видеоигры на новый уровень, создавая у игроков впечатление, что они действительно находятся внутри игровой ситуации.
Научное объяснение
У некоторых людей состояние "отделения от тела" возникает спонтанно. Но есть категория людей, которые ощущают его в необычных ситуациях, например, при клинической смерти, во сне или в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации.
Согласно одной из теорий, это связано с тем, как люди воспринимают свое собственное тело. Считается, что люди, которые им недовольны, чаще других испытывают ощущение "отделения от тела".
Но ученые из колледжа UCL лондонского университета и Швейцарского федерального института технологии в Лозанне полагают, что этот феномен можно объяснить с точки зрения неврологии
"Мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза" - Хенрик Эриссон, UCL
Они утверждают, что вызвать такие ощущения может разъединение мозговых цепочек, которые обрабатывают зрительную и сенсорную информацию.
В некоторых экспериментах швейцарские ученые просили испытуемых в очках с дисплеем стать перед видеокамерой.
Через очки испытуемые могли видеть самих себя, снятых камерой со спины, - и таким образом у них создавалось впечатление, что перед собой они видят "свое собственное виртуальное тело".
Когда ученые гладили спину испытуемого авторучкой, те могли видеть, как гладят их "виртуальную спину" - в то же самое время или с некоторой задержкой.
Испытуемые рассказали, что чувствовали физическое прикосновение, когда видели прикосновение ручки к своей виртуальной, а не к настоящей спине. Это создавало ощущение, что виртуальное тело - их собственное.
Визуальная перспектива
Даже когда видеокамеры фиксировали, что экспериментаторы касались авторучкой спины манекена, а не испытуемых, те, по их словам, чувствовали прикосновение к своему собственному телу
"Ключ к этим экстраординарным явлениям лежит в нарушении нашего нормального зрительного восприятия своего тела и замене его новой перспективой - видом сверху или сзади" - Сюзан Блэкмор, университет Западной Англии
Когда ученые отключали очки, отводили испытуемых на несколько шагов назад и просили их вернуться на исходные позиции, те проходили дальше своего первоначального места и оказывались ближе к тому положению, в котором они видели свое виртуальное тело.
Глава группы британских ученых доктор Хенрик Эриссон проводил аналогичные опыты. Ученые выяснили, что, когда испытуемые думали, что их виртуальному телу грозит опасность (например, когда им казалось, что его ударят молотком), у них усиливалось потоотделение.
"Этот эксперимент показывает, что визуальная перспектива чрезвычайно важна для физического ощущения своего тела. Другими словами, мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза", - пояснил доктор Эриссон.
"Все это помогло заняться изучением феномена "отделения от тела" и проверить одну из главных теорий о том, чем оно вызвано", - указывает психолог из университета Западной Англии Сюзан Блэкмор.
"Ученые давно предполагали, что ключ к этим экстраординарным явлениям лежит в нарушении нашего нормального зрительного восприятия своего тела и замене его новой перспективой - видом сверху или сзади", - добавляет она.
Эксперименты которые подробно описаны в журнале Science, дают научное объяснение феномена который испытывает каждый десятый человек. Британские и швейцарские ученые в своих исследованиях используют виртуальные очки, чтобы "обмануть" мозг, заставив его думать, что тело находится в другом месте.
Визуальная иллюзия и одновременные прикосновения к реальному телу испытуемых вызывают у них ощущение, будто тело отделилось от своих физических рамок.
Как утверждают исследователи, их выводы могут иметь практическое применение. В частности, это поможет вывести видеоигры на новый уровень, создавая у игроков впечатление, что они действительно находятся внутри игровой ситуации.
Научное объяснение
У некоторых людей состояние "отделения от тела" возникает спонтанно. Но есть категория людей, которые ощущают его в необычных ситуациях, например, при клинической смерти, во сне или в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации.
Согласно одной из теорий, это связано с тем, как люди воспринимают свое собственное тело. Считается, что люди, которые им недовольны, чаще других испытывают ощущение "отделения от тела".
Но ученые из колледжа UCL лондонского университета и Швейцарского федерального института технологии в Лозанне полагают, что этот феномен можно объяснить с точки зрения неврологии
"Мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза" - Хенрик Эриссон, UCL
Они утверждают, что вызвать такие ощущения может разъединение мозговых цепочек, которые обрабатывают зрительную и сенсорную информацию.
В некоторых экспериментах швейцарские ученые просили испытуемых в очках с дисплеем стать перед видеокамерой.
Через очки испытуемые могли видеть самих себя, снятых камерой со спины, - и таким образом у них создавалось впечатление, что перед собой они видят "свое собственное виртуальное тело".
Когда ученые гладили спину испытуемого авторучкой, те могли видеть, как гладят их "виртуальную спину" - в то же самое время или с некоторой задержкой.
Испытуемые рассказали, что чувствовали физическое прикосновение, когда видели прикосновение ручки к своей виртуальной, а не к настоящей спине. Это создавало ощущение, что виртуальное тело - их собственное.
Визуальная перспектива
Даже когда видеокамеры фиксировали, что экспериментаторы касались авторучкой спины манекена, а не испытуемых, те, по их словам, чувствовали прикосновение к своему собственному телу
"Ключ к этим экстраординарным явлениям лежит в нарушении нашего нормального зрительного восприятия своего тела и замене его новой перспективой - видом сверху или сзади" - Сюзан Блэкмор, университет Западной Англии
Когда ученые отключали очки, отводили испытуемых на несколько шагов назад и просили их вернуться на исходные позиции, те проходили дальше своего первоначального места и оказывались ближе к тому положению, в котором они видели свое виртуальное тело.
Глава группы британских ученых доктор Хенрик Эриссон проводил аналогичные опыты. Ученые выяснили, что, когда испытуемые думали, что их виртуальному телу грозит опасность (например, когда им казалось, что его ударят молотком), у них усиливалось потоотделение.
"Этот эксперимент показывает, что визуальная перспектива чрезвычайно важна для физического ощущения своего тела. Другими словами, мы ощущаем свое тело там, где его видят наши глаза", - пояснил доктор Эриссон.
"Все это помогло заняться изучением феномена "отделения от тела" и проверить одну из главных теорий о том, чем оно вызвано", - указывает психолог из университета Западной Англии Сюзан Блэкмор.
"Ученые давно предполагали, что ключ к этим экстраординарным явлениям лежит в нарушении нашего нормального зрительного восприятия своего тела и замене его новой перспективой - видом сверху или сзади", - добавляет она.
Представить себя в чужом теле - нет ничего проще
Несомненно, каждому из нас хочется почувствовать себя в роли знаменитости, особенно если речь идет о звездах Голливуда или знаменитостей из мира поп-музыки. И несмотря на кажущуюся фантастичность идеи, она вполне может быть реализована, причем в не самом отдаленном будущем и с использованием вполне привычных сегодня очков виртуальной реальности. Дело в том, что исследователи стокгольмского института провели интересные эксперименты с рядом добровольцев, закончившихся успехом.
Проведенный учеными эксперимент довольно прост с технической точки зрения – на «подопытного» одевают специальную маску со встроенными дисплеями, связанными с камерами видеонаблюдения, расположенными на голове обычного манекена и направленными вертикально вниз. Именно за счет последних и создается необходимая иллюзия для наблюдателя. При этом, когда пользователь опускал взгляд вниз и направление его взгляда совпадало с направлением камер, на мониторы маски подавалось изображение с камер манекена. В этом случае наблюдатель мог видеть нижнюю часть тела манекена.

Во время эксперимента исследователи проводили еще один интересный опыт – одновременно касались ручкой живота добровольца и манекена. И в этом случае на дисплеи маски подавалось изображение с камер манекена.
Результаты полностью оправдали ожидания экспериментаторов – после двухминутного опыта у наблюдателей создавалось полное ощущение, что тело манекена их собственное. Ученые отмечают, что подобные исследования иллюстрируют легкость, с которой можно обмануть мозг, и никаких препятствий перед возможностью внушения человеку, что его тело заменено на чужое, попросту не существует. Подтверждением тому следующий эксперимент, когда маски с камерой и встроенными дисплеями одеваются на голову уже двух наблюдателей. И во время рукопожатия система меняет картинки двух камер, и у подопытных создается ощущение, что они пожимают руку самому себе. Но самое интересное, что наблюдатель испытывает сильные эмоции при показе руки с поднесенной к ней ножом, которую он воспринимает как свою собственную.
Разумеется, эксперименты носили чисто научный характер, главной целью которых являлось изучение мозговой деятельности. Однако потрясающие результаты вполне могут помочь при разработке систем развлечения нового поколения, в том числе и компьютерных игр. По крайней мере, убедительно показано, что геймер будет ассоциировать персонажа игры с собой, а значит, появляется возможность создания уникальных и действительно захватывающих игр.
Александр Бакаткин
Несомненно, каждому из нас хочется почувствовать себя в роли знаменитости, особенно если речь идет о звездах Голливуда или знаменитостей из мира поп-музыки. И несмотря на кажущуюся фантастичность идеи, она вполне может быть реализована, причем в не самом отдаленном будущем и с использованием вполне привычных сегодня очков виртуальной реальности. Дело в том, что исследователи стокгольмского института провели интересные эксперименты с рядом добровольцев, закончившихся успехом.
Проведенный учеными эксперимент довольно прост с технической точки зрения – на «подопытного» одевают специальную маску со встроенными дисплеями, связанными с камерами видеонаблюдения, расположенными на голове обычного манекена и направленными вертикально вниз. Именно за счет последних и создается необходимая иллюзия для наблюдателя. При этом, когда пользователь опускал взгляд вниз и направление его взгляда совпадало с направлением камер, на мониторы маски подавалось изображение с камер манекена. В этом случае наблюдатель мог видеть нижнюю часть тела манекена.

Во время эксперимента исследователи проводили еще один интересный опыт – одновременно касались ручкой живота добровольца и манекена. И в этом случае на дисплеи маски подавалось изображение с камер манекена.
Результаты полностью оправдали ожидания экспериментаторов – после двухминутного опыта у наблюдателей создавалось полное ощущение, что тело манекена их собственное. Ученые отмечают, что подобные исследования иллюстрируют легкость, с которой можно обмануть мозг, и никаких препятствий перед возможностью внушения человеку, что его тело заменено на чужое, попросту не существует. Подтверждением тому следующий эксперимент, когда маски с камерой и встроенными дисплеями одеваются на голову уже двух наблюдателей. И во время рукопожатия система меняет картинки двух камер, и у подопытных создается ощущение, что они пожимают руку самому себе. Но самое интересное, что наблюдатель испытывает сильные эмоции при показе руки с поднесенной к ней ножом, которую он воспринимает как свою собственную.
Разумеется, эксперименты носили чисто научный характер, главной целью которых являлось изучение мозговой деятельности. Однако потрясающие результаты вполне могут помочь при разработке систем развлечения нового поколения, в том числе и компьютерных игр. По крайней мере, убедительно показано, что геймер будет ассоциировать персонажа игры с собой, а значит, появляется возможность создания уникальных и действительно захватывающих игр.
Александр Бакаткин